Перо, мозги, мелки. Что такое Русская классическая школа?

Многие наверняка слышали, что в Мужской гимназии некоторые классы учатся по системе РКШ (Русская классическая школа) в её белорусском варианте. Мы постоянно развиваем это направление, обмениваемся опытом с коллегами из других стран. На днях гимназию посетила Елена Владимировна Хавченко, одна из самых известных специалисток по системе РКШ. У неё большой опыт работы в школах Украины и России. Сейчас она – директор частной подмосковной школы «Гимназия святителя Василия Великого».

Елена Владимировна

Елена Владимировна провела семинар для педагогов и рассказала всем желающим родителям о системе РКШ. Мы не будем сейчас раскрывать всех секретов и грузить вас большим текстом. Подробнее о системе можно узнать в нашей гимназии. Но всё таки предлагаем почитать некоторые тезисы.

Семинар для учителей

На чем основана РКШ? Уже из названия ясно, что на классике. Взяты учебники и методики из дореволюционных гимназий и старых советских школ. Это как раз тот случай, когда из прошлого оставляем всё лучшее.

Многое в РКШ основано на разработках писателя и педагога Константина Ушинского. Только с поправкой на современность. Константин Дмитриевич составлял методику обучения младшего звена с ориентиром на мам (в роли учительниц своих детей). Это такой дореволюционный хоумскулинг. Сначала учат дома, а потом уже идешь в учебное заведение. Такие реалии отражены во многих художенственных произведениях. Например, у Достоевского в «Братьях Карамазовых».

РКШ хороша тем, что тут никто не спешит напичкать ребёнка знаниями и умениями. До семи лет малыши должны наиграться, особенно мальчики.

«Сейчас дети устают учиться слишком рано», – поделилась наблюдениями Елена Хавченко.

Встреча с родителями

Да, конечно, мы не можем на машине времени вернуться во времена Ушинского. И мы не должны их идеализировать. Тогда хватало других проблем. Но плюс был именно в том, что ребёнку не делали информационной перегрузки.

Давайте вспомним, что у нас произошло в начале постсоветской эпохи. Во многих странах началась мода на обучение повышенного уровня в начальной школе. В этом и была основная ошибка. Всё должно быть вовремя и сообразно созреванию мозга ребенка, физиологическому развитию.

И не всегда формально успешный результат говорит о хорошей учёбе. Например, что такое чтение на скорость? У малышей это может быть неосознанный процесс. Какой толк в том, что ребёнок научится быстро «тарабанить» слова? Главное – это понимание. А у большинства детей до 12-13 (когда идет половое созревание) есть только способность воспринимать конкретные образы. Фраза «представь себе» для него ещё не работает.

Немного об арифметике в РКШ. Она во много основана на довоенных советских практиках, только из учебников убраны задачи про пятилетки. Взяты конкретные вещи типа количества пуговиц на одежде.

К тому же арифметика в РКШ тесно увязана с многочисленными наглядными пособиями. Это брусочки, счёты, палочки… Ребята буквально щупают руками числа. Помимо прочего, это и элемент игры, которая так важна для детей в младших классах.

Другой акцент РКШ – письмо. Калиграфия сейчас вроде бы не нужна. Однако рука, которая только умеет нажимать клавиши – это провал в психофизиологическом развитии. Нужно развивать кисть. Для этого малыши пишут карандашами с тонкими стержнями 0,5 мм. Потом переходят на перо и чернила. И это не архаизм. Так делают в элитных школах США, Германии и других стран.

Но сначала дети пишут мелом на небольшой личной доске. Мел – это удобно для новичка. Всегда можно стереть и начать всё заново. А на перемене мелком можно нарисовать человечка. Ведь это твоя личная доска. Никто не будет ругать.

Неформальное общение с учителями

Присоединяйтесь
к нам сегодня!